"Азы" ландшафтного дизайна

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов: 

- планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.), 

- объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы), 

- плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и др.). 

Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа. 

Как отмечал "отец нового садоводства" У. Кент, пространственность, а также контраст света и тени являются наиболее важными в ландшафтном проектировании. 

Г. Рептон установил правила построения пространственных планов. Чтобы привлечь внимание к композиционному центру проектируемого пейзажа, необходимо создать определенную глубину перспективы. Этой цели служат следующие элементы многоплановой перспективы: 

1. Точка обзора и первый пространственный план. Основные элементы первого плана служат своеобразным обрамлением главной пейзажной картины. Глубиной первого плана должна быть удвоенная (или утроенная) высота самого высокого объекта. Например, дерево своеобразным обрамлением главной пейзажной картины имеет высоту 10 м, следовательно, оптимальным расстоянием для его наилучшего обзора будет 20 м. 

2. Промежуточный средний план. Он влияет на степень открытости или закрытости вида. Поэтому в зависимости от поставленной задачи, его могут формировать густые куртины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др. 

Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива. Фокус композиции - это самый выразительный элемент многопланового ландшафта, концентрирующий на себе внимание зрителя. В зависимости от масштабов композиции фокусом перспективы могут быть: декоративная группа деревьев, солитер, водоем, водопад, архитектурное сооружение или же ландшафтный фон - теряющаяся в дымке бескрайняя водная гладь, вершины холмов и др. 

Соотношение глубины пространства между планами выражается пропорцией 1:2:4. Например, высота дерева 10 м, следовательно, глубина первого плана 20 м, среднего - 40 м, заднего - 80 м. Причем каждый из основных пространственных планов может представлять серию более мелких нюансных планов, которые различаются в процессе их более внимательного рассмотрения . 

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся: 

- величина угла зрения на объект или пейзаж; 

- закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности); 

закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Значение ландшафтной архитектуры в современных условиях

Практика массового жилищного и промышленного строительства без связи форм застройки с местными особенностями природных условий (прежде всего, с рельефом и растительностью) привела к нарушению гармонии архитектурных сооружений с потребностями человека, а многоэтажность зданий не обеспечивает необходимой связи с придомовыми земельными участками.

Особо следует выделить такую специфическую проблему, как прогрессирующее снижение эстетических качеств пригородных и урбанизированных территорий. Очень часто мы можем видеть безликую застройку городов, где игнорирование законов композиции, колористики, ритмики, появление одинаковых, скучных и неудобных для жизни многоэтажных домов, ликвидация нормальных дворовых пространств, формирует некомфортную среду не только по ее функциональным качествам, но и по негативному воздействию на нервную систему человека. 

Таким образом, игнорируя в своем развитии все остальные законы, кроме экономических, общество оказалось в ловушке. К третьему тысячелетию оно встретилось не только с нарушениями экологического своеобразия природной среды, но и с серьезными медицинскими проблемами, такими как депрессии, хроническое переутомление, нервные перегрузки и стрессы, с которыми не в состоянии справиться только лекарственными средствами. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный "вакуум" за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование культурных ландшафтов. Он пытается вернуть в городскую среду "кусочки природы", поэтому особое внимание начинает уделяться формированию в городских условиях системы озелененных пространств, созданию различных систем пешеходных зон и др. 

Главное назначение городских озелененных и современных пригородных ландшафтов состоит в создании комфортных условий, позволяющих человеку отдохнуть от напряженной городской жизни и работы. Растительность, рельеф и водоемы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественной, гармоничной жизненной сферой, эмоционально поддерживающей человека. Поэтому не только наличие лесопарковой зоны, городского сквера, озелененного участка микрорайона высотных домов, но и удачное их пространственно-композиционное решение в определенной степени влияют на физическое и психологическое здоровье населения. 

Основные принципы создания культурного ландшафта: максимально возможное сохранение участков с естественной средой, гармоничное сочетание элементов искусственной и естественной среды, разнообразие и живописность пейзажей. Эти цели всегда стояли перед ландшафтными архитекторами прошлого, не должны они забываться и современными специалистами при проектировании объектов самого разного масштаба. 

В создании современных селитебных территорий уже появляются интересные архитектурные идеи создания для человека действительно комфортной среды. Исследованием и конструированием экологичных зданий занимается обширная область научного знания - аркология, или экология зданий - жилых, общественных и производственных. Эта наука подразумевает поиск гармоничных архитектурных ансамблей, жилых комплексов и отдельных зданий, их связь с архитектурной и природной средой города в целом, включение в жилище элементов природы ("зеленых комнат", озелененных двориков, крыш и т.д.), эстетически полноценный вид из окна квартиры на городской пейзаж и др. 

В частности, предлагаются проекты светонасыщенной сверхплотной застройки. В ней используется большое количество прозрачных стеклянных поверхностей (это не только окна, но и стеклянные стены, потолки и т.д.), что способствует поступлению солнечных лучей, а также озеленение любых свободных поверхностей. Иными словами, акцент делается на те ландшафтные компоненты, которых в городских условиях остро не хватает. Приоритет отдается солнечному свету и растительности. Озелененная поверхность дома может рассматриваться в данном случае как некая ландшафтная среда. Здесь отчетливо улавливается влияние Ле Корбюзье, отмечавшего, что "солнце, зелень, пространство - три основных элемента градостроительства. Солнце в доме, небесная лазурь за стеклами окон, море зелени, которое видишь перед собой, пробудившись от сна, тут же в городе". 

Однако важно подчеркнуть, что нельзя ограничиваться только вопросами озеленения и благоустройства урбанизированных территорий, поскольку термин озеленение скрывает пространственные аспекты, выдвигая на первый план вопросы агротехники. Сфера деятельности ландшафтной архитектуры гораздо шире. 

Ландшафтная архитектура представляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты. Сфера ее деятельности включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. 

Возникнув на стыке садово-паркового искусства и градостроительства, она развивается на основе географических закономерностей, используя взаимосвязанные ландшафтные компоненты (рельеф, почвы, растительность, акватории), и стремится создать с помощью этих компонентов комфортную для человека среду. Рабочим пространством служат территории городов и других населенных мест, пригородные территории, а также естественные географические ландшафты для создания, например, национальных парков. Поэтому в настоящее время искусство проектирования культурных ландшафтов вообще, а декоративных садов и парков, в частности, является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры, включающим в себя градостроительные, географические, демографические, экономические, социальные, а также эстетические и художественные вопросы. 

Возможно, что другой стороной попыток как-то решить перечисленные проблемы явилось стремление горожан выехать на отдых за город в природное окружение и усиленное строительство коттеджей и создание садоводств. Думается, что большое значение здесь имеет не только возможность обеспечить себя плодоовощной продукцией, но и именно та самая генетическая потребность в общении с природой на любом уровне - от загородных пикников и прогулок по лесу до создания "фермерских плантаций" на шести сотках. Поэтому первоочередной задачей и в этом плане является такая организация территории, которая позволяла бы упорядочить эти градостроительные новообразования, с одной стороны, и с другой - получить в результате действительно комфортное окружающее пространство, не лишенное и определенных эстетических достоинств, что имеет непосредственное отношение к ландшафтной архитектуре и ландшафтному проектированию. 

Таким образом, именно ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование вполне способны решить комплекс перечисленных проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства.

Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей территории

Рельеф является той основой, на которую опираются все остальные ландшафтные составляющие, поэтому во многих случаях именно рельеф предопределяет характер создаваемых ландшафтов и их декоративный облик. Например, ландшафт парка "Монрепо" в г. Выборг составляют скалистые гряды - сельги, поросшие соснами и елями, нагромождения валунов различной величины, болотистые низинки. Благодаря различиям в структуре рельефа формируется разнообразие как природных, так и культурных ландшафтов. 

Известно, что рельеф оказывает влияние на перераспределение тепла и влаги даже на равнинных территориях, где имеются незначительные перепады высот, но особое значение он приобретает в холмистой местности или в горах. Условия обитания растительности на склонах зависят от их крутизны, экспозиции и состава материнских пород. В верхних частях склона вследствие поверхностного стока почва более сухая, в пониженных частях рельефа скапливается больше влаги за счет дополнительного притока поверхностных и грунтовых вод. Кроме того, более затененные северные и восточные склоны обладают более ровным тепловым режимом и высокой относительной влажностью, а южные и юго-западные склоны - более солнечные, для них характерны резкие перепады температуры и испарения влаги. 

Именно поэтому всесторонняя предварительная оценка состояния и возможностей изменения геоморфологической основы является обязательным условием правильной организации проектируемого ландшафта. Даже незначительные перепады высот рельефа могут служить сюжетной основой для проектирования самых разнообразных пейзажей. 

На предварительном этапе самым тщательным образом должны исследоваться формы рельефа не только проектируемого объекта, но и прилегающей территории. Только в результате натурного, полевого обследования можно определить возможности использования холмов, склонов, скалистых обнажений, речных долин и т.д. для включения их в интересные пейзажные картины и раскрытия на них видов. 

В этой связи уже на предпроектной стадии должен быть проведен подробнейший ландшафтный дизайн территории. Он заключается в детальном обследовании всех элементов и компонентов ландшафта, расположенных как на проектируемой территории, так и на прилегающей местности. В процессе изучения составляют климатическую оценку территории в целом, а также ее отдельных участков. Особенно тщательно исследуется растительность, произрастающая на проектируемой территории и вокруг нее. Все насаждения должны быть оценены с точки зрения использования в будущем строительстве, хозяйственной или эстетической ценности. При этом следует использовать уже имеющиеся крупные деревья, так как на формирование новых посадок таких размеров потребуется как минимум несколько десятилетий. Выяснение состояния и характера растительности окружающих ландшафтов поможет в подборе ее ассортимента для проектируемого объекта, а также в установлении единства между культурным ландшафтом и растительностью окружающей местности.

Фитоценотический принцип

Своей задачей ставит аспекты взаимодействия растений в естественных и культурных ландшафтах. Известно, что в смешанных лесах определенные древесные породы особенно хорошо взаимоприспосабливаются (например, береза и ясень, дуб и бук, сосна и ольха), и в то же время существует ряд видов, отрицательно влияющих друг на друга (ясень и бук, дуб и грецкий орех). 

При проектировании пейзажей растительность рассматривается как естественные или искусственно созданные растительные группировки, которые должны быть сходными с природными фи-тоценозами по своему облику и по внутренним взаимосвязям. При этом не обязательно полностью копировать определенные естественные растительные сообщества, а достаточно подчеркнуть фитоценотическое единство объединяемых растений. К тому же нужно четко представлять пределы усиления декоративного эффекта, не увлекаясь экспериментами в области колористики. Например, размещение в сухом сосновом бору подлеска из кустарника с серебристой листвой (облепиха, лох) и с золотисто-желтыми цветами (ракитник, карагана, курильский чай), гармонирующего с медно-красными стволами сосен, усилит впечатление солнечности и жизнерадостности. Однако попытка введения в такой бор даже одного вида растения, гармонирующего по цвету, но принадлежащего к совершенно иному растительному сообществу (например, калужница болотная), сразу внесет диссонанс в общий облик ландшафта. Калужница произрастает исключительно во влажных местообитаниях и не только не выживет в засушливых условиях, ее размещение нарушит фитоценотический и экологический принципы формирования пейзажа в целом. 

Таким образом, размещение растений вне их природных связей с определенными фитоценозами или помещение их в группировки, не свойственные естественным условиям, вызывает жестокую конкуренцию между растениями, ухудшает их развитие и даже приводит к гибели. В результате задуманная композиция разрушается. 

В данном отношении лучшим учителем является природа, обладающая множеством прекрасных примеров сочетаний растений, исключительных по красоте и выразительности, внимательное изучение которых позволит проектировать сочетания, наиболее приближенные к естественным растительным сообществам.

Экологический принцип

Внешний вид каждого растения является своеобразным отражением тех географических условий, в которых оно сформировалось. Поэтому для достижения впечатления естественности на определенных формах рельефа должны высаживаться именно те виды растительности, которые приспособились в процессе своего исторического развития к подобным условиям обитания. 

К сожалению, необходимыми знаниями в области географических наук обладают не все специалисты-проектировщики, поэтому в культурных ландшафтах часто можно видеть насаждения, расположенные в не соответствующих им местообитаниях, например, липу и дуб - на песках, иву - на холмах, ель и ясень - на сухих и жарких склонах. В результате неблагоприятных условий деревья, как элементы композиции, быстро теряют свои декоративные качества. Резко меняются их рост и форма, размеры и окраска листьев и цветков и др. Такие деревья могут даже погибнуть, обрекая на провал даже самое продуманное планировочное решение. 

Таким образом, основным критерием выбора и размещения древесно-кустарниковой растительности должны быть условия местопроизрастания. Выбор растительности определяется также составом почвенных грунтов, поскольку те растения, которые предпочитают кислые почвы, выглядят угнетенными и даже погибают на щелочных, и наоборот.

Гармонический принцип

В основу этого принципа положено гармоничное сочетание внешнего облика, формы, текстуры и цвета растений, входящих в определенные группировки. Результатом этого является эстетическое единство всей композиции. В качестве примеров можно привести такие сочетания, как: липа и калина; береза, жимолость и чубушник; чубушник и дельфиниум. Интересные взаимные сочетания дают деревья со сложноперистой листвой (софора японская, грецкий орех, ясень) или цветными листьями (явор пурпуролистный, краснолистный барбарис, яблоня Недзведского). 

Таким образом, физиономический (гармонический) принцип подбора ставит своей целью отражение наиболее характерных особенностей строения растительного материала. 

Все древесные насаждения разнообразных размеров и форм следует разделить на основные типы: солитер, группу, аллею, живую изгородь, рощу и массив.

Архитектура

Изображение пользователя Арт.
Изображение пользователя Keit.
Изображение пользователя OLMIN.
Изображение пользователя ADECO.
Изображение пользователя OlesyaD.
Изображение пользователя Копылова Галина.

Дизайн интерьеров

Изображение пользователя Екатерина Нуруллина.
Изображение пользователя darya58.
Изображение пользователя DrewoLip48.
Изображение пользователя igor82beljakov.
Изображение пользователя Olga Plotnikova.
Изображение пользователя Shad_in.

Конструкции

Изображение пользователя topkat.
Изображение пользователя Svar.
Изображение пользователя Екатерина Нуруллина.
Изображение пользователя Keit.
Изображение пользователя Оганнес.
Изображение пользователя Дмитрий Федчун.